Портал «Литературные новости» »»» Интервью »»» Татьяна Ивановна Олейникова Интервью с Татьяной Ивановной Олейниковой, председателем жюри Международного фестиваля поэзии и авторской песни «Оскольская лира»1.10.2006 13:12 ![]() Татьяна Ивановна Олейникова, член Союза писателей России, один из основателей и председатель жюри Международного фестиваля поэзии и авторской песни "Оскольская лира".ИП "Литературные новости" (ЛН). Расскажите, пожалуйста, о зарождении идеи проведения "Оскольской лиры". Татьяна Олейникова (ТО). В 1989-м году Александр Вениаминович Машкара, вернувшись с Грушинского фестиваля, сказал: "Нужно делать фестиваль у нас". И мы с ним в 1989-м году провели первую "Оскольскую лиру". Было всего 42 человека — камерная такая вещь; тем более, тогда дождь очень сильный шел... И все 42 человека у нас получили призы: кто — за молодость, кто — за искренность и так далее. Естественно, были первое, второе, третье места, дипломанты, был гран-при — это была маленькая стиральная машинка. А по-настоящему, на воздухе, около Оскольского водохранилища, "Лира" прошла в 1990-м году. В 89-м была как бы нулевая, а в 90-м — первая. И уже на первые "Лиры" приезжали поэты из Москвы, о фестивале делали передачи на РТР. ЛН. "Оскольская лира" — это фестиваль поэзии и авторской песни. Много ли внимания уделяется на фестивале непосредственно поэзии? ТО. Да. Так и было задумано: не просто бардовская песня, не просто КСП¹, а именно — фестиваль поэзии и поэтической песни. По этому принципу жюри отбирало лауреатов и дипломантов: чтобы были хорошие тексты. Чтобы была поэзия, участники должны хорошо и правильно писать стихи. ЛН. "Оскольская лира" в этом плане отличается разнообразием жанров. Что Вы об этом скажете? ТО. У нас работают мастерские: бардов, поэзии, рок-бардов, исполнителей, композиторов. На фестивале поются тексты, хорошие тексты. Сейчас мы даже выделили современную поэзию — рок-поэзию. Я в этом не совсем сильна, но, когда текст хороший, я говорю — это хорошо. Я сама не пишу рок-поэзию, хотя некоторые специалисты по рок-поэзии мне говорили: "А у вас, Татьяна Ивановна, тоже есть стихи, которые можно назвать рок-поэзией". Ну, и слава Богу! ЛН. Наверное, не обошлось за годы проведения фестиваля без своих трудностей. Что оказалось наиболее сложным? ТО. Где-то шесть или семь фестивалей прошло, и так получилось, что возникли сложности с деньгами, а на фестивали нужны деньги. Тогда к фестивалю решила подключиться наша городская Культура. Подключалась она как бы активно, но вносила свои очень существенные коррективы: почему-то Культура решила вставлять в каждую нашу мастерскую своих представителей. А какие это были представители: девочки из библиотеки, которые никакого отношения ни к поэзии, ни к музыке не имели. И они нам немножко мешали. Сейчас к нашему фестивалю подключилось управление по работе с молодежью. Они, опять же, идут со своими коррективами. Но, не смотря ни на что, "Лиры" проходили. А семнадцатая, так получилось, прошла без нас с Александром Вениаминовичем. Все думали, что "Оскольская лира" вообще прекратит существование. Но прошла и семнадцатая, а в этом году состоялась восемнадцатая. Когда Культура от фестиваля отказалась, это показалось мне положительным моментом, потому что они нам очень сильно мешали. А с организаторами из управления по работе с молодежью мы нашли общий язык. Молодцы все-таки в управлении по работе с молодежью! Так в этом году наша "Лира" возродилась и прошла на очень неплохом уровне, хотя людей не очень много приехало — где-то около тысячи. Но у нас очень хорошие были результаты, и люди поняли, что она возродилась, а ведь это самое главное. ЛН. Сейчас, когда все довольно благополучно, Вы наверное, строите планы на будущее. Каким видится это будущее у "Оскольской лиры"? ТО. Я думаю, что девятнадцатый фестиваль будет! А уж двадцатый, юбилейный, мы решили провести очень интересно. Уже сейчас многое задумываем. В этом году сделали гранты имени Машкары: грант — книжка стихов, и грант — музыкальный компакт-диск. Сейчас, в рамках восемнадцатого фестиваля, книжка и компакт, в девятнадцатом — тоже, а в двадцатом я хочу сделать альманах поэзии и включить в него всех прежних лауреатов. В управлении по работе с молодежью пообещали, что это будет оплачено, и сказали, что книжка будет хорошая, потому что это людям нужно. Возможно, к двадцатилетию "Лиры" они также сделают не один, а несколько компакт-дисков. Чтобы от руководителей мастерских и лауреатов гран-при вошло хотя бы по одной-две песни. Чтобы все получилось красиво. Чтобы была, действительно, литература, действительно, музыка, чтобы это было искусство, а не просто, так сказать, "под кустами рояль". ЛН. Вы являетесь председателем жюри "Оскольской лиры", а кто сейчас занимается оргвопросами? ТО. Занимаемся, собственно, "Оскольской лирой" теперь мы, потому что, так случилось, что Александра Вениаминовича сейчас нет. Организатором и председателем жюри остаюсь я, а мой сын, Михаил Машкара, ведет бардовскую мастерскую. Он член Союза писателей, опубликовал три поэтические книжки, сам был неоднократно лауреатом фестивалей: в Сумах, Днепропетровске, других городах. Его знают многие руководители мастерских: тот же Сергей Каплан, Светлана Ветрова. ЛН. Вы как-то говорили, что есть планы зарегистрировать бренд "Оскольская лира". ТО. Да, сын хочет поехать в Москву и зарегистрировать бренд "Оскольская лира". Отцом "Оскольской лиры" был наш Александр Вениаминович Машкара, меня называли в шутку, или даже полусерьезно, — матерью. Михаил хочет взять бренд "Оскольской лиры", чтобы он остался в нашей семье. ЛН. За последнее время в обществе укоренилось несколько мифов. Один из них о том, что современной поэзии нет. Вы как человек, который уже восемнадцать лет работает с поэзией, можете либо развенчать, либо подтвердить этот миф? ТО. Я этот миф развенчиваю! Ну, как это так, чтобы не было поэзии! Было такое мнение, вы это помните, что не будет книг, а будет сплошное телевидение. Но этого не произошло: и книги будут, и поэзия будет, и музыка будет, — все будет! Единственное, все-таки есть отбор. Есть песенки, под которые мальчики-девочки сидят на лавочках около подъезда, — они тоже считают это музыкой. Кто-то считает музыкой и шансон, тот, вульгарный шансон. Я не считаю, что это музыка. А поэзия не пропадет! Ну, как это возможно, чтобы поэзии не было! Поэзия будет, она есть, она бессмертна, я считаю. ЛН. Еще один распространенный миф — о том, что интерес к культуре в современном обществе отсутствует, и культура не востребована. Наверное, ярким доказательством того, что это не так, служит проведение "Оскольской лиры", и ее востребованность последние восемнадцать лет, а также то, что по идее "Лиры" — как когда-то "Лира" возникла по идее Грушинского фестиваля — появляются новые фестивали, и их количество растет… ТО. Правильно. Та же "Нежегольская тропа" возникла благодаря тому, что есть "Оскольская лира". Сейчас, говорят, еще какие-то фестивали появляются. Кстати, вот наше "Бабье лето"², — здесь те люди, которые участвовали и становились лауреатами у нас на "Оскольской лире". Кто-то из них — уже в жюри. А как без этого?! Так и должно быть! А вот у отцов городов наших интерес отсутствует, — с этим уже ничего не поделаешь. Есть такой человек, который руководит городом, не буду называть фамилию, — так он вообще никогда в жизни не был в театре. А театр в городе есть. Это даже ведь не проблема его — это его беда. Но будут новые отцы, новые матери городов, и все будет зависеть от их культуры, от их развития, от их интеллекта, от их потребностей. А, если они еще будут понимать что-то в поэзии, в литературе, в музыке, то дай Бог, чтобы они руководили городами. Настоящее искусство не пропадет! ЛН. Спасибо! Интервью специально для ИП "Литературные новости" взял Михаил Соловьев. Примечания редакции: ¹ КСП – клуб самодеятельной песни. Устоявшееся название одного из направлений в авторской песне. ² Интервью было взято во время проведения фестиваля женской поэзии "Бабье лето" в Новом Осколе. Источник: ИП "Литературные новости" |
|
|
![]() © Информационный проект «Литературные новости», при цитировании гиперссылка обязательна. ISSN 1997-0811 |