ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОВОСТИ

Информационный портал "Литературные новости"

Информационный портал


Московский открытый конкурс детско-юношеского литературного творчество "Волшебное слово" 

Пресс-релиз Московского открытого конкурса детско-юношеского литературного творчества "Волшебное Слово".

В апреле этого года в Москве прошёл V Московский открытый конкурс детско-юношеского литературного творчества "Волшебное Слово". Впервые он состоялся в 1998 году и с тех пор уже стал приметой культурной жизни, событием ожидаемым и долгожданным.
Сама идея проведения таких конкурсов встречает порой неоднозначную оценку. Да и вообще пишущий ребёнок у многих вызывает настороженность и неодобрение. Кто-то видит в этом исключительно амбиции взрослых, ломающих детскую индивидуальность – и порой судьбу – ради сомнительной славы. Что греха таить, такие ситуации встречаются. Но есть и другие примеры: примеры бережного взращивания детских способностей, ненасильственного развития их естественного стремления к сочинительству. Естественного – потому что рассказывает сказки и рифмует слова всякий здоровый ребёнок. 
Детское литературное творчество – вещь штучная. Можно научить техническим приёмам стихосложения или построения сюжета. Но невозможно поставить на поток целенаправленное производство поэтов и прозаиков – наверное, к счастью.
Руководители литературных студий ставят перед собой другую задачу: развитие неповторимой личности каждого ребёнка. И стихия родного языка для этого – мощнейшее средство. Ясность мышления, умение чётко и грамотно изъясняться, логика, воображение, – всё это дарит только практическая работа со словом. С её помощью дети учатся общаться, понимать и чувствовать красоту родного языка, становятся, наконец, "квалифицированными читателями". Не “натаскать” на формальные навыки, а окунуть в высокую атмосферу творчества и сотворчества – вот основная задача детских творческих коллективов.
В Москве довольно много студий и объединений, направленных на работу со словом. Одни из них подчинены Департаменту образования, другие – комитету по культуре, третьи держатся на энтузиазме руководителей. 
Например, одна из сильнейших литературных студий Москвы – "Жизальмо" – работает при Государственной детской библиотеке. Объединение "Журналистика и риторика" ДЮЦ "Пресня", студия "Кипарисовый ларец" ДТ "На Миуссах" и союз юных журналистов "Мы" ДПиШ им. Гайдара существуют в рамках дополнительного образования. Не отстают и муниципальные клубы: клуб любителей поэзии "Бродячая собака" "живёт" в ГУ ЦДТ "Обручевский", литературная студия "Родник" – в клубе "Ладога", и т.д.
Кроме различий по ведомственной подчинённости, студии и объединения, работающие со словом, различаются, естественно, содержанием работы, направленностью, подходом. Каждый педагог, каждая студия работает по-своему. У одних в основу положено стихотворчество, у других – сочинение эссе или сказок. Одни педагоги занимаются с детьми журналистикой, другие – словесными играми. Некоторые применяют интегративные методы, позволяющие объединить разные виды работы со словом. И, конечно же, каждый педагог работает по авторской программе, каждая из которых, возможно, методическая жемчужина.
Не обращать внимания на такой феномен, как детское литературное творчество, нельзя. Загнать это явление в узкие рамки ведомственного подхода или некоего "образовательного стандарта" тоже нельзя. Люди, занимающиеся этим, как говорится, не веник, но букет. Сохранить этот цветник можно, только тщательно возделывая. Педагогам, работающим со словом, остро нужно общение, семинары, курсы, ряд профильных изданий. 
Пока же встречам и общению педагогов и студийцев, обмену опытом, попыткам сравнить работу друг друга способствуют только конкурсы и фестивали детского литературного творчества. Их, кстати, не так уж и мало – только в Москве наберётся около десятка. Поэтому причиной появления в 1998 году нашего конкурса "Волшебное Слово" было не отсутствие чего-либо подобного, а желание сделать по-другому – по-своему.
Три основных черты "Волшебного Слова", отличающие его от других литературных конкурсов, таковы. 
Во-первых, "Волшебное слово" – единственный конкурс, в котором на равных соревнуются учащиеся школ разного типа, воспитанники учреждений дополнительного образования и литературных студий, участники-одиночки. Конкурс не делает различий и между детьми разных территориальных округов. Таким образом, он охватывает и объединяет культурно-образовательное пространство Москвы во всём его многообразии. И не только Москвы: появляющиеся время от времени иногородние участники не отвергаются. 
Во-вторых, конкурс отличает разработанная система оценки конкурсных работ. Протоколы работы жюри по окончании конкурса доступны для участников, их педагогов и родителей. Можно увидеть не только сводные оценочные таблицы, но и таблицы предпочтений членов жюри, что само по себе очень интересно. Как правило, оценка откровенно слабых работ довольно единодушна, а вот при оценке интересных, неординарных сочинений огромное значение приобретают личные вкусовые пристрастия экспертов. Оценки здесь могут быть даже полярными! 
И, наконец, в-третьих: "Волшебное Слово" – открытая система. Конкурс ни с кем не конкурирует, а предлагает идти рука об руку, курируя и опекая прошедших через него детей. Материалы конкурса поступают в Международную Благотворительную Программу "Новые Имена"; на конкурс Союза Писателей России "Подсолнушек"; на городской этап фестиваля "Юные Таланты Московии" и т.д. 
С 1998 года конкурс детско-юношеского литературного творчества "Волшебное Слово" проводился, как уже было сказано, пять раз. В первом конкурсе (1998) приняли участие 266 человек в возрасте от 7 до 18 лет. 
На второй конкурс (2000) поступили работы 288 человек (36 коллективов и 27 участников-одиночек). Кроме москвичей, в нём приняли участие ребята из гг. Воскресенска и Павловского Посада. 
В 2002 году конкурс прошёл в третий раз. Участников было 310. 14 из них представляли только самих себя, остальные – 26 коллективов. При этом 7 коллективов приняли участие в конкурсе в третий раз, 11 коллективов – во второй. 19 участников конкурса участвовало во всех трёх конкурсах. 
В четвёртом конкурсе (2004) приняли участие 315 человек: 22 коллектива и 23 участника-одиночки. Для семерых участников это был уже четвёртый конкурс, а 15 человек участвовало в нём в третий раз. 
И, наконец, V конкурс (2006). Участвует 292 человека; 39 коллективов, 10 участников-одиночек. В пятый раз в конкурсе участвовали двое (!), в четвёртый – пятеро, в третий – 14 человек, во второй – 52 человека.
Таким образом, можно говорить об интересе детей (и руководителей студий) к конкурсу, в котором они участвуют вновь и вновь! Те, кто был младшими, 7-8-летними в 1998 году, к V конкурсу стали уже совсем взрослыми – можно сказать, что конкурс сопровождает их всю жизнь! 
"Волшебное Слово" охватывает все жанры детского литературного творчества. Он проводится по следующим номинациям: "Стихи", "Рассказы", "Сказки", "Проза", "Журналистика", "Переводы". Время от времени предпринимались попытки включить в конкурс и другие номинации (например, "Драматургия", "Издания" и т.д.), но на сегодняшний день это признано нецелесообразным. По традиции, многие участники представляют свои работы в нескольких номинациях. Например, в V конкурсе участвовали: по четырём номинациям – семеро, по трём номинациям – 16 человек, по двум – 49 человек. 
В рамках конкурса удалось в значительной мере организовать общение и координировать работу московских педагогов, работающих со словом. За эти годы был проведён ряд семинаров, открытых уроков; мастер-классы лучших руководителей литстудий и встречи с писателями для всех участников конкурса.
С самого начала конкурс собрал представительное профессиональное жюри, которое работает бесплатно. Многие члены жюри работали на "Волшебном Слове" уже три и четыре раза, а писатель и драматург Ксения Драгунская – пять.
Состав жюри V конкурса таков:
1. Иван Белокрылов, поэт, член Союза писателей Москвы, член Союза переводчиков России;
2. Алексей Буйло, журналист, зам.главного редактора газеты "Округа";
3. Инна Гамазкова, поэт, сказочник, член Союза литераторов;
4. Ксения Драгунская, писатель, драматург;
5. Ирина Ковалёва, поэт, переводчик, главный редактор журнала "Популярная медицина", сопредседатель писательской ассоциации "Лютня Ориолы";
6. Кирилл Ковальджи, поэт, писатель, переводчик, секретарь Союза писателей Москвы, руководитель интернет-журнала "Пролог";
7. Наталья Листикова, фольклорист, мифолог, детский писатель, член Союза писателей России, член-корреспондент Академии Российской словесности;
8. Владимир Пресняков, член Союза переводчиков, член Межрегионального союза писателей России; 
9. Марина Собе-Панек, кинодраматург, сценарист, детский писатель.
Интересно, что члены жюри, эти, без сомнения очень занятые и востребованные люди, получают, по их собственным словам, огромное удовольствие от чтения детских работ. Многие из них учреждают собственные специальные призы для особенно понравившихся конкурсантов, а поэты Ирина Ковалёва и Иван Белокрылов проводят с участием лауреатов конкурса литературные вечера в ЦДЛ.
За годы существования конкурса было присуждено 384 призовых места (в это число не входят поощрительные призы и специальные призы от членов жюри). Лауреатами конкурса стали 257 человек. Почему эти цифры разные? Потому что многие участники конкурса становились лауреатами не по одному разу, иногда даже в рамках одного конкурса. Например, на IV конкурсе отличилась участник-одиночка Евгения Куликова: по четырём номинациям ("Стихи", "Сказки", "Рассказы", "Журналистика") она получила два первых и два вторых места; а на V конкурсе три (!) первых места ("Стихи", "Переводы", "Журналистика") достались Ольге Алтуховой (ДЮЦ "Пресня").
Многие спрашивают: ну хорошо, а что дальше? Поманили детей в начале жизни литературной славой, дали пряник и бросили?.. Не становится ли конкурс фактором, способным сломать судьбу ребёнка?
Для многих ребят, прошедших через конкурс, литературное творчество, журналистика, художественный перевод стали профессией, делом жизни. Например, Лингвистический университет закончила Александра Сикирина (ГУ ЦДТ "Обручевский"), неоднократно становившаяся лауреатом конкурса в номинациях "Стихи" и "Переводы". Мария Расторгуева, которая была лауреатом в номинациях "Стихи" и "Переводы" трижды, учится ныне в ИЖЛТ, недавно принята в Союз писателей. Ярослав Еремеев (студия "Кипарисовый ларец") дважды лауреат в номинации "Стихи", а также лауреат множества других конкурсов – ныне лауреат "взрослого" конкурса "Илья-премия". Дмитрий Ерусалимский (ДЮЦ "Пресня"), лауреат четырёх конкурсов в нескольких номинациях ("Рассказы", "Стихи", "Переводы", "Журналистика"), учится на факультете журналистики МГУ. Там же учится Анастасия Бахмутова (ДЮЦ "Пресня"), четырежды лауреат в номинации "Журналистика". В РГГУ учатся воспитанники студии "Жизальмо" Татьяна Алёшина, Лев Оборин и Елена Радовская, становившиеся лауреатами "Волшебное Слово" не один раз. Можно привести и другие примеры.
Кто-то выбирает для себя в жизни другие профессии. Анна Черенкова и Александра Савенко из ГУ ЦДТ "Обручевский" вернулись в свой родной центр в качестве педагогов. Ольга Синицына (ДЮЦ "Пресня"), блиставшая в четырёх конкурсах в номинациях "Журналистика" и "Переводы" (она переводила с трёх языков!), закончила в этом году технический вуз и уже работает по специальности, не переставая, впрочем, писать, переводить и публиковаться. Во ВГИКе по специальности "режиссура" учится неоднократный лауреат конкурса Егор Сальников (студия "Жизальмо") – может быть, мы скоро увидим это имя в титрах самых популярных кинофильмов? 
Одним словом, опыт "Волшебного Слова" показывает: не нужно бояться детского творчества. Не нужно бояться литературных конкурсов.
Пять конкурсов, прошедших с 1998 по 2006 год. Много это или мало? Как посмотреть! А впереди, мы надеемся, ещё не одна встреча с "Волшебным Словом"! Следите за информацией!

Анна Ямпольская, организатор конкурса "Волшебное Слово",
руководитель объединения "Журналистика и риторика" ГОУ ДЮЦ "Пресня"

 

НА ГЛАВНУЮ

Источник: Портал "Литературные новости".


© Информационный портал "Литературные новости LITNEWS.RU". (2006)

    При использовании материалов ссылка обязательна.