Информационный портал «Литературные новости»

Портал «Литературные новости» »»» июнь 2006 »»» О Национальной библиотеке Беларуси

Пресс-релиз посольства Республики Беларусь в России: О Национальной библиотеке Беларуси

19.6.2006 11:43

Национальная библиотека Беларуси

Национальная библиотека Беларуси – крупнейший образовательный, информационный и культурный центр, главная универсальная научная библиотека Республики Беларусь, ведущее учреждение страны в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения; координационный центр внутригосударственного и международного межбиблиотечного абонемента.

Национальная библиотека Беларуси — хранительница мощного информационного ресурса, открытого для пользования практически каждому гражданину страны, осуществляет сбор, постоянное хранение и обеспечение сохранности полного собрания национальных документов, а также наиболее полного в стране собрания зарубежных документов, необходимых для формирования информационного потенциала нации; изучение и научную обработку фонда; организацию свободного доступа к национальным и мировым информационным ресурсам; обеспечение универсальных информационных запросов пользователей в интересах развития отечественной науки, экономики, производства, культурной и духовной сферы.

На основе утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2005 г. № 555 «Концепции создания республиканского информационного и социокультурного центра на базе строящегося здания государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси»« Национальной библиотекой Беларуси в 2005 г. были разработаны «Концепция формирования информационных ресурсов Национальной библиотеки Беларуси», «Концепция организации библиотечно-информационного обслуживания пользователей Национальной библиотеки Беларуси», «Концепция создания социокультурного центра на базе строящегося здания Национальной библиотеки Беларуси», а также программы реализации основных концептуальных направлений деятельности Национальной библиотеки Беларуси.

За 2001-2005 гг. фонд Национальной библиотеки Беларуси увеличился более чем на 500 тыс. экз., и в настоящее время насчитывает cвыше 8 млн. единиц хранения. Особую ценность представляет полумиллионное уникальное собрание литературы, изданной на территории Беларуси с начала XIX в. до нашего времени, а также изданий и материалов о Беларуси, в том числе и зарубежных. В библиотеке хранится около 70 тыс. редких и старопечатных книг и рукописей, самые ранние из которых датируются XIV-XV вв. В коллекции кириллической печати хранится единственное в Республике Беларусь собрание изданий белорусского первопечатника Франциска Скорины — 10 выпусков Библии (Прага, 1517-1519), положившего начало белорусскому книгопечатанию. Фонд периодических изданий превышает 2,9 млн. единиц хранения (журналы и газеты, изданные в Беларуси и России до революции, в советское время; современные белорусские и зарубежные периодические издания). В библиотеке самая большая в Республике Беларусь коллекция нот (свыше 82 тыс. единиц хранения), около 30 тыс. аудиовизуальных документов. Фонд документов изобразительного искусства насчитывает свыше 110 тыс. единиц, фонд карт — около 16 тыс. экз. В составе фондов около 1,5 млн. зарубежных изданий, свыше 122 тыс. документов на микроносителях, более 2,5 тыс. электронных документов, более 700 тыс. авторефератов диссертаций. Библиотека является местом хранения диссертаций, защищенных в Республике Беларусь, центром депозитарного хранения материалов ООН, ЮНЕСКО, других международных организаций, государственным межотраслевым депозитарием, хранительницей единственных в Республике Беларусь печатных экземпляров изданий, вышедших в свет в пределах бывшего СССР, по всем отраслям знаний.

Благодаря функционированию системы международного документообмена Национальная библиотека Беларуси имеет возможность ежегодно расширять репертуар зарубежных научных изданий. В 2005 г. в области документообмена библиотека сотрудничала с 309 партнерами в 60 странах мира.

В настоящее время в Национальной библиотеке Беларуси осуществляется активное накопление электронных ресурсов собственной генерации. В электронном каталоге библиотеки в онлайновом режиме представлено свыше 1,6 млн. библиографических записей в формате BelMARC на документы, поступившие в библиотеку с 1993 г. В рамках работ по ретроспективной конверсии отсканированы основные карточные каталоги библиотеки (общий объем более 3,5 млн. карточек), создан электронный образ генерального алфавитного каталога библиотеки.

В рамках задания № 89 «Государственной программы информатизации на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь»« осуществляется разработка и внедрение автоматизированной системы создания и ведения национальной базы данных авторитетных записей (наименования национальных объектов: лиц, коллективов, географических объектов, книжных серий, торговых марок, а также лексических единиц вербальных информационно-поисковых языков). Общий объем созданных авторитетных записей составляет 44 тысячи. Ведутся работы по созданию баз данных (библиографических, фактографических, полнотекстовых, графических, звуковых), в том числе: «История Беларуси», «Чернобыль», «Беларусь в событиях и лицах», «Культура и искусство», «Сводный ретроспективный электронный каталог зарубежных сериальных изданий, имеющихся в крупнейших библиотеках Беларуси», «Редкая книга», «Книга Беларуси», «Книговедение», «Radziviliana», «Геральдика» и другие.

В рамках формирования полнотекстовой Базы данных Национальная библиотека Беларуси осуществляет оцифровку старопечатных и редких изданий, авторефератов диссертаций, виниловых дисков, перевод в электронную форму ранее изданных библиотекой материалов. Оцифровано 1,5 тыс. авторефератов и около 2 тыс. грампластинок. В 2004 году библиотекой подготовлен и в 2005 г. при поддержке Национальной комиссии Республики Беларусь по вопросам ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО в Москве издан CD-ROM с произведениями классиков белорусской литературы «Літаратурная спадчына Беларусі, ХІ — сярэдзіна ХХ ст. (з фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі)», включающий полные тексты около 1 400 литературных произведений белорусских авторов. Осуществляется работа по реализации поддержанного ЮНЕСКО проекта «Электронная библиотека — школьникам», предназначенного для практической помощи учащимся 9-11 классов средних общеобразовательных школ в изучении белорусской и русской литературы. С целью создания и размещения в Интернете для свободного доступа электронных коллекций книг и иного письменного наследия России и Беларуси в 2005 году завершилась подготовка Межгосударственного российско-белорусского библиотечного проекта «Сокровища славянской культуры» и подписано Соглашение о сотрудничестве между Российской гоударственной библиотекой и Национальной библиотекой Беларуси по его реализации. На основе проекта подготовлены предложения Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства культуры Республики Беларусь по разработке Информационно-культурной программы Союзного государства «Сокровища славянской культуры» и разработана система программных мероприятий.

Пользователям Национальной библиотеки Беларуси помимо самостоятельно генерируемых предоставляются также приобретаемые отечественные и зарубежные базы данных справочно-энциклопедического, библиографического характера, базы данных по белорусскому, российскому и украинскому законодательствам, полнотекстовые и аналитико-синтетические материалы, являющиеся частью мировых универсальных информационных ресурсов. С 10 января 2005 года начал работать виртуальный читальный зал диссертаций Российской Государственной библиотеки.

За 2001-2005 годы библиотеку посетило более 3,1 млн. человек, общая выдача документов превысила 15,3 млн. экз. Ежегодное число визитов в режиме он-лайн составляет около 40 тыс.

Выполняя функции Национального центра межбиблиотечного абонемента и доставки документов, Национальная библиотека Беларуси проводит большую работу по интеграции национальной системы межбиблиотечного абонемента и доставки документов в систему межбиблиотечного абонемента и доставки документов стран СНГ. Услугами межбиблиотечного и международного абонемента в 2005 г. пользовались 752 библиотеки в стране и за ее пределами (79 библиотек в 14 странах мира).

Культурно-просветительные мероприятия библиотеки направлены на рекламу информационных ресурсов Национальная библиотека Беларуси и ее возрастающей роли в качестве важнейшего элемента информационной и социокультурной инфаструктуры страны. За 2001-2005 гг. в библиотеке было организовано более 1,5 тыс. выставок новых поступлений, тематических, юбилейных выставок, на которых экспонировалось 416 тыс. документов. Масштабные культурно-просветительные акции библиотеки носят комплексный характер, проходят с участием руководителей Министерства культуры Республики Беларусь, других министерств, представителей посольств, культурных центров зарубежных стран, анонсируются в средствах массовой информации, на веб-сайте Национальной библиотеки Беларуси.

Библиотекой освоена технология подготовки издательской продукции на CD-ROMах. В 2004-2005 годы выпущено 15 электронных публикаций, в т.ч. текстовые: «Нарматыўна-прававое забеспячэнне дзейнасці бібліятэк», «Бібліятэка. Кніга. Дзеці», «Публічныя бібліятэкі ў кантэксце часу», «Сучасныя інфармацыйныя тэхналогіі і сацыяльная значнасць бібліятэк», «Сацыялагічныя даследаванні ў бібліятэцы», «Асноўныя службовыя дакументы»; «Национальная библиотека Беларуси»; библиографические: «История раннего христианства», «Новая літаратура па культуры і мастацтву»; фактографические: «Беларускі каляндар, 2004-2005 гг.», «Беларускі каляндар, 2006»; изобразительный: «Старажытная паштоўка ХІХ-пач. ХХ ст. з краявідамі Беларусі»; музыкальные: «Беларускі танцавальны фальклор», «Шлях да Перамогі»; продолжающиеся сборники научных работ «Здабыткі» и др. К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне подготовлен CD-ROM «Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне 1941-1945 годов».

За 2001-2005 годы вышло в свет более 500 публикаций сотрудников библиотеки в отечественной и зарубежной печати. На международных, республиканских, областных конгрессах, конференциях, семинарах специалистами библиотеки прочитано свыше 260 докладов.

Художественное оформление

Тематическая и сюжетная линии художественного оформления здания Национальной библиотеки Беларуси берут начало во внешнем оформлении библиотеки и прилегающего ландшафта и получают развитие в интерьерах здания.

Национальная библиотека подчинена планировочным требованиям Генерального плана развития столицы и главным входом обращена к проспекту Независимости.

Перед фасадом здания установлен памятник белорусскому первопечатнику Франциску Скорине, автором которого является скульптор А.Дранец. Памятник изготовлен и отлит в бронзе, высота его составляет 5 м 70 см. Он тонирован в светло-коричневый цвет, постамент изготовлен из гранита с насыщением бронзовыми рельефами. Размещается ассиметрично к входу в здание. Памятник составляет композиционный ансамбль с входным порталом библиотеки.

На монументальных плоскостях входной зоны, выполненных в виде страниц раскрытой книги, закомпонованы художественные барельефы на тему развития мировой и славянской письменности. Тема дополняется элементами, символизирующими развитие человеческого знания о вселенной и бытии.

Основой композиции левой плоскости является фрагментарное изображение модели Вселенной (какой ее представляли в XVI веке), подчеркивающее и усиливающее движение плоскости. На этой плоскости закомпонована имеющая мировую известность цитата из предисловия к Псалтыри Ф.Скорины (Прага, 1517 год): «…Да совершенен … будет человек…», отражающая основу духовных ценностей человечества. На плоскости приведены варианты ее начертания на следующих языках: церковнославянском, белорусском, русском, украинском, английском, греческом, иврите, белорусской латинке, латыни, глаголице, западно-сирийском письме, арабском, китайском, французском, итальянском, польском, латышском, немецком, португальском. Такой подход позволяет отразить развитие графики различных групп алфавитных систем мира. Порядок размещения надписей определяется художественным сочетанием различных графических систем.

На плоскости также закомпонованы математические символы, отражающие наиболее известные единицы измерения, операторы математической логики, варианты начертания чисел латинским и кириллическим шрифтами. Совокупность символов отражает развитие человеческого знания в области естественных наук. Символы располагаются между начертаниями ключевой фразы и составляют единую гармоничную композицию.

На правой плоскости основу композиции составляют изображения месяца и солнца — знаков Ф.Скорины, подчеркивающих движение плоскости. Композиция этой плоскости посвящена письменности Беларуси во все исторические эпохи её развития, взаимодействия с другими культурами народов, населявших нашу страну.

Многоконфессиональность, многоязычность и полиэтничность культуры Беларуси отражается на структуре оформления крыла, сформированной из общепринятого деления:

1) Белорусская культура в IX в. — первой половине XIII в.

Одним из наиболее ярких представителей XII в. является просветитель К.Туровский. На плоскости приводится его цитата из «Притчи о душе и теле». Памятником книжной культуры XIII в. является последняя летопись общерусского свода — Радзивилловская летопись, дошедшая до нас в списке XV в. Цитата из летописи, посвященная книге, также закомпонована на плоскости.

2) Белорусская культура во второй половине XIII в. — 1569 год (Великое княжество Литовское).

Культуру этого периода олицетворяют имена Ф.Скорины и Н.Гусовского, цитаты из произведений просветителей приведены на плоскости.

3) Белорусская культура в 1569 —1795 годов (Речь Посполитая).

Один из первых переводов библейских текстов на белорусский язык в XV в. был сделан с древнееврейского текста, что иллюстрируется цитатой из Библии на иврите.

Тенденция развития белорусской культуры на польском языке в этот период отражена цитатой С.Будного. Мусульманская культура в Беларуси представлена самым ранним сохранившимся рукописным Тефсиром (1686 год), написанным на польском языке в белорусской редакции.

4) Беларусь с 1795 года.

Этот период отмечен формированием белорусской классической литературы, ярчайшими представителями которой являются Ф.Богушевич, Я.Колас, Я.Купала. На плоскости приведены их высказывания о значении белорусского языка.

Здесь же закомпоновано высказывание великого русского писателя, представителя белорусского дворянского рода, Ф.Достоевского, которое посвящено книге и чтению.

Основные зоны размещения художественных произведений внутри здания сконцентрированы в атриуме и кольцевых коридорах, расположенных по периметру атриума на трех этажах стилобата.

В зоне атриума художественные акценты несут семь монументальных рельефных панно с росписью. Шесть росписей посвящены культуре и истории всех областей Беларуси. Седьмое панно (уровень второго этажа) воплощает образ Минска. Техника исполнения панно — левкас, рельеф, роспись. Высота шести панно составляет 9 м, ширина — от 3,6 до 6 м. Размер панно на уровне второго этажа — 4 х 8,4 м. Все панно имеют единую композиционную структуру, включающую три сюжетных блока.

Конструктивными элементами первого блока являются символические арки, через которые просматриваются характерные для каждого белорусского региона пейзажи и архитектурные памятники.

Второй сюжетный блок монументальных панно посвящен белорусским деятелям культуры и искусства, внесшим наиболее весомый вклад в развитие страны. В каждой росписи отражено 5-6 выдающихся лиц, которые являлись уроженцами определенного региона либо были связаны с ним по роду своей деятельности.

В центре пейзажа Брестской области — Каменецкая вежа. В «архитектуре» арки — элементы Ружанского дворцового комплекса. Среди выдающихся лиц изображены мемуарист и общественный деятель Ф.Евлашевский, писатель и религиозный деятель З.Лаврентий, философ К.Лыщинский, композитор и художник Н.Орда.

В пейзаже Витебской области — Спасо-Ефросиньевская церковь. В «архитектуре» арки использованы элементы Софийского собора в Полоцке. Во втором сюжетном блоке — белорусская святая и просветительница Е.Полоцкая, писатель и просветитель С.Полоцкий, издатель и просветитель В.Тяпинский, этнограф и фольклорист Н.Никифоровский, основатель белорусского театра И.Буйницкий.

В пейзаже Гомельской области — Свято-Преображенская церковь города Чечерска. В арке — детали Гомельского дворцово-паркового ансамбля. В росписи представлены просветитель и писатель К.Туровский, издатель и археограф И.Григорович, историк М.Довнар-Запольский.

В пейзаже Гродненской области изображена Свято-Борисоглебская (Коложская) церковь. В «архитектуре» арки — элементы Сынковичской церкви-крепости. Среди выдающихся лиц — издатель И.Федоров, писательница Э.Ожешко, поэт и драматург Я.Чечот.

В пейзаже Могилевской области — ратуша города Шклова. В композиции использованы элементы Свято-Никольской церкви Свято-Никольского женского монастыря. В числе персоналий, изображенных в росписи, — издатель П.Мстиславец, печатник М.Ващенко, просветитель и печатник С.Соболь, писатель и драматург В.Дунин-Марцинкевич, поэт В.Сырокомля.

В пейзаже Минской области изображена Логойщина со спортивным комплексом, а также Заславская Спасо-Преображенская церковь и другие памятники. В «архитектуре» арки использованы фрагменты Слуцкой брамы в городе Несвиже. Область представлена такими выдающимися деятелями, как просветитель С.Будный, художник Т.Маковский, писатель К.Коганец, поэт Я.Купала, поэт Я.Колас.

Композиция «Минск» строится на схеме символических улиц и проспектов, создающих впечатление возвышенного, праздничного настроения. На панно изображены здания города различных стилей и эпох, праздничный салют. В панно также находят отражение образы поэта и просветителя Н.Гусовского, художника В.Ваньковича, композитора С.Манюшко, писателя Ф.Богушевича, поэта и мыслителя Я.Лучины, поэта М.Богдановича.

Каждую монументальную роспись венчают гербы городов областного значения. В панно используются мотивы национального орнамента.

Предложенный подход к оформлению атриума позволил создать целостный образ Беларуси, отразив богатство ее исторического и культурного наследия.

Кольцевые коридоры, опоясывающие атриум, на 1-2 этажах имеют 33 межоконных пространства, в которых размещены художественные произведения. Площадь межоконных пространств, заданная архитектурой здания, на отдельных участках кольцевых коридоров существенно отличается. Наименьшая площадь составляет 3,6 х 3 м, максимальная — 9,6 х 3 м. Этим фактором предопределено размещение в ряде пространств триптихов, полиптихов, а также двух и более работ разных авторов.

Экспозиции в зоне кольцевых коридоров построены по модульному принципу. В качестве модуля выступают специальные архитектурно встроенные металлические рамы. В рамы инсталлированы художественные произведения, выполненные в различной технике — левкас, металл, гобелен, рельеф и т.д.

Национальная самобытность любого народа находит наиболее яркое воплощение в этнографии и фольклоре. Народные мелодии и песни лежат в истоках музыкальной культуры; сказки, легенды и сказания — национальной литературы; орнамент и иконопись — изобразительного искусства. Этот посыл лежит в основе сюжетного развития художественной идеи.

Экспозицию 1-го этажа открывает рельеф Л.Гумилевского и С.Гумилевского «Сказ о Несвиже» (триптих, силумин). Триптих включает в себя три самостоятельные темы: легенда о происхождении города, праздник города, печатники Несвижа.

Гобелен Н.Суховерковой «Рогнеда» посвящен полоцкой княжне, с именем которой связана история одного из древнейших городов Беларуси — Заславля. Голубой цвет, вкрапленный в гобелен, — это и наше голубое небо, и свитки наших песен и легенд, и голубые ленты наших рек и озер.

В основе сюжетной композиции работы А.Ксензова «Хранительницы» (левкас) — три идейных мотива: «Женщина-мать», «Женщина-воительница», «Женщина — государственный деятель». Центральная часть картины — это собирательный образ, навеянный легендами и конкретными историческими личностями, такими как А.Слуцкая. Левая часть картины отражает непрерывную цепь жизни: продолжение рода, связь поколений и будущность государства. Правая часть картины — образ правительницы и деятеля просвещения XVI в. С.Слуцкой.

Одним из наиболее ярких литературных произведений XVI в. является «Песня про зубра» Н.Гусовского, отражающая реалии своей эпохи. По мотивам поэмы выполнены 2 работы. В рельефе С.Бондаренко «Песня о зубре» (металл, бронза) звучит тема бережного отношения к родной природе. В центре нижней части рельефа изображено боевое оружие — щит и воткнутые в землю меч и топор, что соответствует мысли Н.Гусовского, выраженной в поэме, о прекращении войн. В верхней части изображена парящая птица, символизирующая свободу и независимость. Рельеф выполнен в двух материалах — металле и бронзе, что должно восприниматься как взаимодействие человека и природы.

Основу композиции гобелена Л.Петруль «Тайны пущи» составляют ритмически чередующиеся по тону, форме вертикали стволов, переливающиеся серо-жемчужно-коричневыми оттенками цвета. В центре между стволами заметны силуэты зубров, хозяев пущи.

Красоту быта наших предков, ценность простых извечных истин отражает роспись С.Домарада «Вечное» (левкас, смешанная техника). Аллегорический рушник на картине является символом стремления человека к творчеству и красоте, бережного отношения к традициям, а лодка — вечного стремления к познанию.

На использовании исторического материала конца XVIII в. построена сюжетная композиция Ю.Богушевича. «Белорусский ренессанс» (левкас). Работа посвящена Слонимскому театру М.Огинского и воссоздает не только дух театральной жизни, но и оригинальную архитектуру здания театра.

В основу пластического образа работы Г.Ващенко «Отчизна» (левкас) взяты архитектурно-художественные комплексы, представляющие мировую славу нашей отчизны. Полиптих состоит из четырех самостоятельных произведений: «Над Сожем» — архитектурно-парковый комплекс Румянцевых-Паскевичей; «Память» — Мирский замок; «Святыни» — Благославляющая Е.Полоцкая; «Сынковичи» — уникальнейший образ церкви оборонного типа. Роспись с обеих сторон обрамляется декоративными пилонами (металл), выполненными белорусским художником Г.Асташонком.

Левкас Г.Жарина «Край голубых озер» воссоздает картину мирной и гармоничной жизни белорусов в первой половине XX в.

Следующий сюжетный блок в художественной экспозиции 1-го этажа составляют произведения, посвященные теме просветительства и развития книгопечатания на Беларуси. Данный блок состоит из двух художественных произведений. Работа В.Зинкевича «Тайны старых рукописей» (левкас) раскрывает чарующий мир прошлого через предметы быта, рукописи, географические карты. Связь прошлого с настоящим дается через образную трактовку конкретных фактов и материалов, формирующих духовные идеалы. Роспись по левкасу И.Клименко «Листая старые страницы…» посвящена первой библиотеке на Беларуси, погибшей во время пожара Софийского собора в Полоцке. Работа передает идею важности сохранения книжного наследия и преемственности знаний.

Продолжением экспозиции 1-го этажа является тема новейшей истории Беларуси. Наиболее трагическим страницам истории Беларуси — Великой Отечественной войне посвящена работа народного художника В.Громыко «Песня о моем отряде» (левкас).

Тема современной Беларуси воплощена в работах, посвященных значимым общественно-культурным мероприятиям, ставшим за последние годы доброй традицией: «Дожинки» (автор С.Рабощук), «Праздник в Новогрудке» (автор В.Сумарев), «Спортивный праздник в Раубичах» (автор В.Гридина), «Славянский базар» (автор Л.Щемелев)

Завершает экспозицию 1-го этажа работа М.Данцига «Мой Минск» (левкас). Сюжетная композиция передает настроение современного Минска, напряженную динамику жизни города.

Экспозиция 2-го этажа формируется из художественных произведений, посвященных этнографии, фольклору и развитию белорусской литературы.

Открывает экспозицию триптих В.Гончарука «Адвечнае» (левкас). Его темой является традиционный народный белорусский театр «Батлейка», благодаря которому народ усваивал великие духовные ценности. Цель работы — привлечь внимание зрителей к вечным ценностям: любви к Родине, людям, пробудить интерес к истории, традиционной культуре своего края, народному искусству. В изобразительном строе композиции использованы элементы белорусской флоры и фауны, традиционного прикладного искусства, народного быта.

Тему национального архитектурного наследия раскрывает работа В.Тихонова «Караблі часу, прасторы, спрадвечнасці» (левкас). В основе сюжетной композиции — архитектурные памятники различных эпох, создающие неповторимый образ нашей страны.

Следующий сюжетный блок посвящен календарным праздникам белорусов, наиболее ярко отражающим национальную самобытность народа.

Это гобелен Л.Густовой «Гуканне вясны», воплощающий начало земледельческого календаря белорусов.

Тематическое и композиционное решение рельефа С.Логвина «Купальская ночь» (бронза, стекло) заключается в соединении природы и человека. Композиция олицетворяет стремление народа к достижению счастья и вечной любви человека. Природа ассоциируется с декоративными листьями папоротника, выполненными из литого стекла и вставленного в ажурную вязь из бронзы. Утонченные фигуры одновременно являются главным зрительным акцентом и воплощением мощного стебля растения. Движение фигур создает эффект стремления друг к другу и возвышенного устремления вверх. Условные горизонтали напоминают домотканые белорусские рушники с изображением танцующих птиц (верх) и узоров декоративных цветов и животных (низ) и вплотную приближены к плоскости стены, создавая многоплановость изображения. В целом композиция олицетворяет стремление народа к достижению счастья и вечной любви человека.

Рельеф В.Слободчикова «Осенние праздники» (силумин) основывается на одном из древнейших праздников Беларуси, отмечаемом в августе, — Яблочном Спасе. На центральной части рельефа на фоне большой яблони стоят парень и девушка. Они дают друг другу спелые яблоки, что символизирует молодость и радость жизни. В левой части изображена «Молодая семья» — мать с ребенком, которых оберегает отец. В правой части рельефа — тема «Вековая песня»: идущие женщины поют песни. Правая и левая части рельефа отделяются маленькими сюжетами «Детские игры возле яблонь» и «Юноши и девушки, ведущие хороводы вокруг деревьев».

Роспись по левкасу А.Суши «Ярмарка» воссоздает дух ярмарок, проходивших в прошлые столетия после уборки урожая.

Основу композиции В.Костюченко «Зимние праздники» (левкас) составляет группа женщин, в центре которой в декоративном, праздничном сочетании предметов и символов сосредоточено ощущение радости, изобилия и света. На заднем плане — изображение Кафедрального Собора (Минск) и праздничного гулянья.

Одним из наиболее ярких примеров декоративно-прикладного искусства Беларуси является гобелен. Две работы в данной технике — «Мелодия земли» Г.Кривоблоцкой и «По страницам Красной книги» В.Кривошеева — передают красоту белорусской природы.

Следующий сюжетный блок посвящен развитию белорусской литературы.

Поэзии и эпохе М.Богдановича посвящена работа Е.Шлегель «Венок сонетов» (левкас).

Роспись по левкасу Г.Поплавского посвящена «Слову о полку Игореве» — литературному памятнику, лежащему в истоках русской, украинской и белорусской литературы.

Лейтмотивом гобелена А.Лукиной «Янка Купала» служат произведения нашего классика, одного из основателей современной белорусской литературы.

Скульптурная композиция П.Лука «Дрэва беларускага пісьменства» (бронза) представляет собой раскидистый дуб, на котором размещены образы из художественных произведений белорусской литературы.

Завершает сюжетный блок рельефная композиция А.Финского «Летописец» (дерево). Основа сюжета — летописные свитки как символ и первоисточник художественной литературы. Фон задуман и составлен из фрагментов летописных текстов и вставок рельефных мотивов иллюстративного содержания. Композиция составлена из разных пород дерева.

Последний сюжетный блок экспозиции отражает народное музыкальное, хореографическое творчество, лежащее у истоков современного искусства.

Работа З.Литвиновой «Танец» (левкас, энкаустика) посвящена народной хореографии и передает красоту и гармонию мира через пластику женских фигур, движущихся в медленном танце.

В рельефе А.Ботвинёнка и А.Чигрина «Сымон-музыка» (дерево) — мотивы поэмы Я.Коласа «Новая земля».

Рельеф А.Заспицкого «Гусляр» (силумин) посвящен музыкальному эпосу белорусов.

Завершает экспозицию монументальная роспись В.Товстика «Ладья времени» (левкас, смешанная техника). Центральная часть триптиха — ладья, «плывущая» по Реке Времени и Истории. В лодке изображены персонажи, в реальности разделенные пространством и временем (Е.Полоцкая, К.Туровский, мать с ребенком, представители религиозных конфессий). Монтажный принцип композиции позволяет объединить их в единый смысловой узел — неделимое духовное наследие Беларуси.

В оформлении Президент-центра размещены произведения живописи и графики из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь, а также приобретенные по государственному заказу.

В фойе конференц-зала расположены 10 графических работ белорусских авторов. В тематике данных работах отражены основные духовные ценности белорусского народа. Это воспевание матери-земли как начала всех начал в работе В.Шаранговича «Колыбельная». Свидетельство седой старины, один из древнейших памятников архитектуры — Коложская церковь XII в. (Гродно) представлена в работе В.Басалыги. Теме просветительства посвящена работа А.Назаренко «Просветители», изображающая выдающихся деятелей культуры Беларуси разных времен — К.Туровского, Ф.Скорину, С.Будного, В.Тяпинского, П.Мстиславца. Историческое прошлое белорусского народа, преломленное сквозь поэтическую призму В.Короткевича, стало основной темой работы В.Микиты «Моя Илиада».

Сквозным мотивом проходит также тема защиты отечества, связанная с различными периодами истории Беларуси. Это битва с татарами под Слуцком в работе М.Басалыги, несколько страниц из истории Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов. (работы Г.Ситницы «Моей земли светлая слава», «Белорусских лесов партизанская быль», Н.Рыжикова «Минск. Фейерверк»).

В помещении для гостей размещены живописные работы, отображающие красоту белорусской земли. Это пейзажи в ярких, солнечных тонах, показывающие белорусскую природу в разное время года. Среди авторов — известные белорусские художники-пейзажисты Е.Бархаткова, М.Гавриленко, В.Королев, Э.Рымарович, А.Филипович.

Данная тема находит свое продолжение в помещении для отдыха VIP-персон, где представлены работы художников из регионов республики: Л.Журавович «Весна», П.Гонта «Осень», В.Сумарев «Иней». В другом помещении для отдыха VIP-персон размещены пейзажные произведения живописи, продолжающих повествование о красоте белорусских просторов. Их авторы художники-пейзажисты В.Белявский, В.Барабанцев, В.Королев и Э.Рымарович.

Тема г. Минска находит свое место в оформлении холла зала заседаний в графических работах Л.Марченко «Город 1-го съезда РСДРП», «Вечерние ритмы», «Над Свислочью», «Вечер». В этом же помещении размещены произведения, объединенные размышлениями о судьбах белорусской земли, ее прошлом, настоящем. Забота о земле, красота белорусского края и труда человека на этой земле получили свое воплощение в работах В.Шаранговича «Думы о земле», «Гончар». С думой о белорусской земле представлен образ Ф.Скорины. Человеческая память свято хранит трагические события, связанные с Хатынью — символом всех сожженных деревень в годы войны. Об этом повествуют три работы В.Шаранговича из серии «Памяти Хатыни». Мир на земле, покой и красота пронизывают работы М.Басалыги «Родной дом» и Ф.Гумена «Зима на реке Лучеса».

В овальном зале наряду с государственной символикой Республики Беларусь размещены произведения, тема которых связана с духовной культурой Беларуси. В центре — картина народного художника СССР М.Савицкого «Сеятели» с образами белорусских классиков Я.Купалы и Я.Коласа. По периметру зала будут представлены пейзажи с использованием элементов архитектурных памятников (авторы В.Маслеников, К.Качан, лауреат государственной премии Республики Беларусь В.Шкарубо).

Источник: Посольство Республики Беларусь в России

Старая версия сайта:
Архив: 2006: 11, 12; 2007: 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11.
RSS

© Информационный проект «Литературные новости», при цитировании гиперссылка обязательна.

ISSN 1997-0811

Ссылки